Прокуратурой района анализировано состояние исполнения законодательства в органах местного самоуправления за 2020-2023 годы по защите прав многодетных семей, выделении им земельных участков.
Согласно представленных сведений, на территории района значительное количество семей, вставших в очередь своевременно не получили земельные участки, при этом свыше 214 семей в очереди, из которых всего обеспечено земельными участками 52 семьи.
Причинами неисполнения требований п. 6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ является отсутствие утвержденных Генеральных планов большинства поселений Хивского района, в т.ч. с.Хив, отсутствие свободных земель, неприменение процедуры изъятия земель, использующие с нарушением требований законодательства и т.д.
Согласно требований ст.ст. 2, 14 ЖК РФ, органы местного самоуправления правомочны по защите жилищных прав путем предоставления земельного участка и стимулирование жилищного строительства жилья.
За анализируемый период по установленным фактам нецелевого использования земельных участков не приняты меры гражданско-правового характера, в том числе полномочий по обращению в суд.
В большинстве сельских поселениях Хивскогорайона, в т.ч. МО СП «сельсовет Хореджский сформированные земельные участки для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства длительное время не создавались, а очередность имело формальное значение.
Вопросы создания резервного фонда органами местного самоуправления на низком организационном уровне, в т.ч. для предоставления земельных участков многодетный семьям бесплатно.
Имеются пробелы в нормативном регулировании земельных правоотношений, препятствующие реализации государственных полномочий по поддержке семей с тремя и более детьми.
Так не приняты регламенты таковых полномочий как на уровне района, так и в МО СП «село Хив», МО СП «сельсовет Ашага-Архитский» и др.
Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
При этом порядок изъятия земельного участка урегулирован ст.45, ст.54 ЗК РФ и ст.284 ГК РФ ист.286 ЗК РФ.
Так, орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
Указанные нарушения закона свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами органов местного самоуправления Хивского района и об отсутствии должного внимания данному вопросу со стороны руководства администрации реализации полномочий в сфере земельных правоотношений, стимулировании жилищного строительства многодетными семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, выделении им земельных участков в соответствии с п. 6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ и при отсутствии муниципального жилищного фонда для предоставления под социальный найм.
В целях устранения выявленных нарушений в адрес глав администраций 16 сельских поселений и района внесены 02.06.2023 представления.
Неустранение нарушений в указанной сфере влекут более строгие меры ответственности.
Заместитель прокурора района
Исмаилов Я.К.